В последнее время у нас стало много запросов на оценку 360 градусов. Но не все понимают нюансы этого инструмента, а некоторые сталкиваются с ним впервые. Попросили Руслана Кутуева поделиться своим опытом.
А «оценка» ли?
Первое, с чем нужно разобраться: несмотря на устойчивое название «Оценка 360 градусов», данный инструмент не является оценкой в прямом смысле. Если вам необходимо оценить
Но есть и ограничения — оценивают не профессиональные эксперты, а окружение сотрудников, при этом важно понимать, что при повторении исследования с немного измененным составом оценивающих не будет возможности для корректного сравнения новой оценки с предыдущей.
Правильнее всего считать инструмент «360 градусов» формой предоставления обратной связи.
Оцениваем или развиваем?
«360 градусов» позволяет собрать обобщённое мнение окружения о том, как воспринимается поведение оцениваемого и при необходимости корректировать его. Этот инструмент полезен для тех ситуаций, когда нужно помочь сотруднику выстроить индивидуальный план развития или предоставить анонимную обратную связь и тем самым избежать неудобных и порой сложных ситуаций.
В отличие от индивидуального разговора
Базовые принципы оценки 360
-
В каждой оценке есть своя модель — в «360» эта модель состоит из компетенций (знаний, умений, навыков) и индикаторов (конкретных примеров проявления данного поведения). Предположим, что «умение решать конфликтные ситуации» — это компетенция, то индикаторами могут выступать: «умеет быстро находить компромиссное решение», «умеет снижать эмоциональное напряжение», «владеет навыком активного слушания»
и т.д. Для начала необходимо выбрать перечень компетенций, который нам интересен и полезно оценить, и выделить в нём ключевые индикаторы. -
Далее важно определиться со шкалой. Чаще всего в «360» встречается два типа шкал. Первая шкала — поведенческая, в этом случае оценивается не просто индикатор, а уровень его развития/проявления у оцениваемого. Возьмем, к примеру, индикатор «умеет снизить эмоциональное напряжение собеседника» — наиболее низкий уровень проявления для оценки будет «в конфликте всегда на повышенных тонах отстаивает свою точку зрения, с ним невозможно вести аргументированную дискуссию», а самый высокий — наоборот, «в конфликте умеет быстро успокоить, расположить собеседника или переключить его внимание (например, уместной ситуации шуткой)». Другая шкала — количественная, например, как оценки в школе — от 1 до 5 (от «не согласен» до «полностью согласен»). Тогда в данном примере окружение будут просить оценить степень соответствия оцениваемого следующему утверждению: «Он (она) умеет снизить эмоциональное напряжение в конфликтной ситуации». Поведенческая шкала полезна в том случае, когда компетенций в модели немного, а уровни индикаторов хорошо измеримы (это не всегда возможно). Количественная шкала — в ситуациях, когда компетенций и индикаторов много, и необходимо получить больший объем оценок или более полную обратную связь.
-
После всего этого нам нужно собрать окружение. Стандартная оценка 360 предполагает, что мы получаем нисходящую обратную связь (от руководителя), восходящую (от подчиненных/младших коллег) и горизонтальную обратную связь (от коллег/клиентов). Помимо этого, всегда заполняется самооценка — это очень важно, так как оценки окружения должны сравниваться с тем, как себя видит наш оцениваемый. В идеале, 360 стоит проводить тогда, когда у нас набирается хотя бы 6 человек — самооценка, руководитель и по двое коллег и подчиненных.
-
Перед запуском и после завершения 360 очень важную роль играет правильная коммуникация и установка. Перед стартом — необходимо правильно проинформировать все стороны о том, для чего проводится оценка, кто её будет проводить, кто будет участвовать и как обеспечивается анонимность данных, а также ответить на вопросы и снизить тревогу. После завершения 360 — оцениваемому нужно представить обратную связь от руководителя/HR/внешнего консультанта. Не стоит оставлять сотрудника один на один с его отчетом, поскольку получение обратной связи — это всегда стресс, а когда оценки низкие, то это ещё и может демотивировать сотрудника.
В каких ситуациях не рекомендуется проводить оценку.
360 не стоит проводить, если в компании:
- очень конкурентная среда и нет культуры предоставления обратной связи — в этой ситуации потребуется много предварительной подготовки всех участников.
-
инструмент «360» планируется использовать как единственный инструмент для принятия кадровых или управленческих решений — помните, что оценки отражают не реальное развитие компетенций (хотя иногда они совпадают), а то, как сотрудник воспринимается. В этой ситуации лучше добавить оценку результативности работников,
ассессмент-центр и т.д. -
инструмент 360 привязан к системе мотивации — никогда не привязывайте результаты по 360 к KPI, премиальным выплатам и прочим процедурам — это подталкивает окружение давать более
социально-желательные ответы (а иногда и мстить оцениваемому).
В некоторых ситуациях «360 градусов» можно использовать как оценку, но аккуратно и обдуманно — это должно проводиться под присмотром опытного консультанта. В таком случае в первую очередь сравнивают результаты по самооценке с оценками руководителя — обычно оценки непосредственного руководителя сильнее связаны с реальной результативностью подчинённого.
К тому же, руководитель видит, какие направления сотруднику необходимо развивать. А если оценки руководителя сильно расходятся с оценками других респондентов, то это повод для руководителя пересмотреть свои взаимоотношения с подчиненным и ожидания от него. Чаще всего в таких ситуациях проводится дополнительная беседа с руководителем и оцениваемым для обсуждения и разрешения недопониманий.
Если соблюдать эти принципы, то можно использовать инструмент на полную мощность. Ну, а если Ваш руководитель считает, что «360» проводить не стоит, так как это бесполезный инструмент, то расскажите ему про объём мирового рынка программного обеспечения для «оценки 360».
По прогнозам в 2023 году он должен был достигнуть 1 миллиарда долларов США, а к 2030 г. составит чуть больше 2 миллиардов.
О чём это говорит? Всё просто — раз объём предложений растет, то и спрос на эти услуги уж точно не отстаёт.