Привет!
Мы продолжаем делиться нашим опытом и экспертизой по оценке 360 (с первой частью статьи вы можете ознакомиться по этой ссылке). В этой статье, наш коллега Руслан Кутуев поделится интересными закономерностями и тенденциями в оценке 360.
Как и в любой другой деятельности, когда накапливается опыт и экспертиза по
Важная оговорка! Всегда учитывайте специфику вашей конкретной ситуации при работе с результатами оценки. Тенденции — это усредненный ориентир, работающий на больших выборках. Ваш случай может быть уникальным, поэтому никогда не забывайте учитывать контекст ситуации. Тенденции — это лишь интересные закономерности, но они всегда не являются единственной возможной причиной или верным объяснением полученных результатов по оценке 360. Сегодня я расскажу про некоторые тренды связаны с самим фактом применения инструмента в компании и закономерности оценок окружения.
Тенденции в компаниях, которые проводят оценку 360 градусов
Для начала нужно понять, а зачем компаниям нужно внедрять оценку 360 градусов и в чём её польза. На первый взгляд процедура может быть затратной для компании (как финансово, так и ресурсно), для её организации нужно сделать много шагов — подобрать корректную и подходящую ситуации модель компетенций, организовать процесс сбора списков респондентов, правильно выстроить коммуникационный план анонса опроса, а во время и после проведения оценки: соблюдать критерии анонимности, развивать сотрудников, предоставлять им обратную связь
Интересно, что в исследовании S. Karkoulian и коллег [15] было обнаружено ещё одно влияние оценки 360 на корпоративную культуру — коллеги обнаружили значимую взаимосвязь между применением (на постоянной основе) инструмента 360 и повышением уровня общего ощущения справедливости среди сотрудников в организации. Другими словами, оценка 360 помогает внести чуть большую объективность в предоставление обратной связи и снизить влияние возможной предвзятости, когнитивных искажений при оценивании конкретных сотрудников. Однако это работает только в том случае, если в компании хорошо организована процедура. К сожалению, я сталкивался с ситуациями, где применение оценки 360 приводило не только к ухудшению ситуации, но и к увольнению сотрудников. Конечно, в таком случае ни о каком росте ощущения справедливости говорить не приходится.
В другом исследовании A. DeNisi и коллег [9] показано, что применение инструмента 360 приводит к значимому росту отклика сотрудников на предлагаемые компанией внутренние обучающие мероприятия. Это вполне объяснимо — большая часть людей при получении обратной связи (особенно негативной) хочет поскорее
Тенденции, связанные непосредственно с оценкой и её результатами
Если вы уже ранее сталкивались с оценкой 360, то наверняка наблюдали такую интересную тенденцию: средняя оценка от группы «подчинённые» существенно выше оценок других групп, а средняя оценка «руководителя» более низкая. Я слышал такое объяснение: это свойственно нашему менталитету и культуре — мы не склонны открыто негативно оценивать своих руководителей (даже в анонимных исследованиях), а руководитель может быть строг к подчинённому, потому что видит потенциал для его роста или просто потому, что «может себе позволить».
Я тоже часто сталкивался с подобными результатами, но оказалось, что это не
А что по поводу восприятия своих результатов оценки сотрудниками с подчиненными,
Возможно, это связано с тем, что во взаимодействии с подчинёнными руководители не хотят терять авторитет и своё влияние в их глазах, а в ситуации с коллегами могут включаться защитные механизмы. Однако в данном исследовании нет особого разделения для каких уровней руководителей это более характерно — остаётся открытым вопрос, как к такой обратной связи относятся
Иногда возникает желание сравнить оценки 360 с реальной эффективностью сотрудников. Принято считать, что в таком случае лучше обращаться к оценкам непосредственного руководителя — он будет более объективен. Но вот T. Beehr с коллегами [7] обнаружили интересный парадокс: чаще всего реальная результативность оцениваемого больше совпадала с оценками по 360 со стороны коллег (оценки руководителя были на втором месте). Если интересно, сравните результаты своей самооценки с оценками коллег, возможно, они действительно оценивают вас более объективно.
Кратко хотелось бы также упомянуть про некоторые когнитивные искажения, с которыми вы можете столкнуться по итогам оценки: оцениваемые чаще смягчают свою самооценку, но такие сотрудники в рамках исследований менее результативны. Те, кто относятся в оценках к себе более критично, чаще оказываются более эффективными [7]. Чего тут больше — компенсаторных механизмов или искажений по типу «Эффекта
Другая ситуация —
Иногда случаются ситуации, которые нетипичны для трендов или противоречат логике. Так, в моей практике был случай, когда сотрудник очень долгое время работал над развитием определенной компетенции, был признанным специалистом в данной области, но получил достаточно низкие значения данной компетенции по итогам оценки. Тут стоит вспомнить про кривую научения А. Бандуры [6] — любое развитие в обучении носит не линейный характер, а достаточно извилисто и включает в себя некоторые точки регресса. Я предположил, что оценка сотрудника совпала с таким периодом в его обучении и что это отметило его окружение. Через полгода, после повторной оценки мои догадки подтвердились, и сотрудник получил повышение с переездом в другую страну.
Но так бывает не всегда. В другом случае я столкнулся с тем, что в одном и том же коллективе без видимых конфликтов и изменения состава команды общие оценки на второй год проведения процедуры стали существенно хуже у всех участников, чем были до этого. Оказалось, что у сотрудников появилось чуть больше доверия к инструменту, они увидели, для чего применяется процедура и какие могут быть последствия, после чего их оценки стали точнее. Это ещё раз доказывает, что тенденции тенденциями, но любой результат оценки нужно рассматривать в контексте конкретной ситуации. Универсальных рецептов нет, но некоторые общие закономерности могут помочь нам лучше понять результаты отчёта.
На этом на сегодня всё, будем делиться с Вами другими тенденциями и опытом в будущих статьях. В следующий раз поговорим о том, как корректно организовывать обратную связь по результатам анкетирования. Подходите к оценке 360 с умом, при правильном применении данный инструмент бывает очень полезен в работе.
Литературу, которую стоит почитать по теме:
- Кричевский
Р. Л. Психология лидерства: учебное пособие / Кричевский Р.Л. — М.: Статут, 2007. — 541 с. - Уорд П. Метод 360 градусов / Питер Уорд; [пер. с англ. А. Андреев]: HIPPO, 2006 — 336 с.
- Atwater, Leanne, & Waldman, David (1998). 360 Degree feedback and leadership development. Leadership Quarterly, 9(4), 423–426
-
Acosta G. Smith D. Eeric, Krenovich V. (2019).
Dunning-Kruger effect: a simple systembased explanation. Mathematical Structures and Modeling 2019. N. 4(52). PP. 27–32 -
Antonioni, David, Park Heejoon (2001). The relationship between rater affect and three sources of
360-degree feedback ratings. Journal of Management — J MANAGE. 27. 479–495. -
Bandura A. «Effecting Change Through Participant Modeling». In
J. D. Krumboltz &С. Е. Thoresen (Eds.), Counseling Methods. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1976a - Beehr, Terry & Ivanitskaya, Lana & Hansen, Curtiss & Erofeev, Dmitry & Gudanowski, David. (2001). Evaluation of 360 degree feedback ratings: relationships with each other and with performance. Journal of Organizational Behavior. 22. 775–789
-
Carson, Mary, (2006). Saying it like it isn’t The pros and cons of
360-degree feedback, Business Horizons, Elsevier, vol. 49(5), pages 395–402. -
DeNisi, Angelo & Kluger, Avraham. (2000). Feedback effectiveness: Can
360-degree appraisals be improved?. Academy of Management Perspectives. 14. 129–139 -
Facteau, Carolyn & Facteau, Jeff & Schoel, Lynn & Russell, Joyce & Poteet, Mark. (1998). Reactions of leaders to
360-degree feedback from subordinates and peers -
Gillespie, Treena. (2005). Internationalizing
360-Degree Feedback: Are Subordinate Ratings Comparable?. Journal of Business and Psychology. 19. 361–382 -
Ghorpade, Jai. (2000). Managing five paradoxes of
360-degree feedback. Academy of Management Perspectives. 14. 140–150 -
Horng,
Jeou-Shyan & Lin, Lin. (2013). Training needs assessment in a hotel using 360 degree feedback to developcompetency-based training programs. Journal of Hospitality and Tourism Management. 20. 61–67 -
Markham, Steven & Markham, Ina & Smith, Janice. (2015). At the crux of dyadic leadership:
Self-other agreement of leaders and direct reports — Analyzing360-degree feedback. The Leadership Quarterly -
Karkoulian, Silva & Assaker, Guy & Hallak, Rob. (2016). An empirical study of
360-degree feedback, organizational justice, and firm sustainability. Journal of Business Research. - Klagge, Jay. (1995). Sociometric Feedback for Individual and Organizational Change. Public Administration. 19. 352
-
Tuckman B.W., Jensen M.A.C. (1977). Stages of
Small-Group Development Revisited Group & Organization Studies. (2(4)). 419–427.